ХотЯ на “Солнце” и нет пЯтен...

В мире
№29 (639)

Один из самых популярных эпитетов Грузии – «солнечная». Солнце (по-грузински - Мзе) просто не могло не стать в ней связанным со всем прекрасным и радующим. Издревле симпатичных парней называют «мзечабуки» (юноша-солнце), Мзия и Мзекала – популярнейшие имена красавиц, по всему СССР гремела слава музыкального ансамбля девочек «Мзиури» («Солнечный»), то же название носит и замечательный детский городок в Тбилиси, основанный светлым и добрым писателем Нодаром Думбадзе.
Но все это – история, а в нынешней Грузии имя «Мзе» дали телекомпании, которая 10 лет была одной из самых популярных, хотя в последние годы и считалась проправительственной. И вот, едва успев справить свой небольшой юбилей, это телевизионное «Солнце» неожиданно и резко потускнело, а по стране поползли слухи, что вскоре оно вообще закатится. Потому что за примерами таких закатов далеко ходить не надо, и мало кто сомневается, что власти начали очередную зачистку телеэфира.
Самым известным символом таких зачисток стала оппозиционная телекомпания «Имеди». Ее разгромили физически, затем надолго отлучили от эфира, а потом отдали человеку с сомнительными правами на владение, который превратил ее в безликого транслятора бесконечных телесериалов. Название ее прогремело на всю планету, но ведь еще до нее с голубых экранов Грузии после «революции роз» исчезли и «Мецхре архи»(«Девятый канал»), и «200», и «Иберия».
Недавно на фоне новостей и комментариев, под копирку распространяемых главными телекомпаниями страны, популярный музыкальный канал «Маэстро» решился внести свой вклад в плюрализм мнений. Он добивается права вести собственные информационные передачи и политические ток-шоу, но ему отказываются менять лицензию, оставляя только в развлекательных рамках.
И конечно же невидимый цензор вовсю «воспитывает» единственный оставшийся оппозиционным канал «Кавкасия». Вроде бы применять розги к этому ершистому малышу даже неприлично – настолько он маломощен и технически ограничен в вещании. Тем не менее и выселяли его, и передатчик у него вдруг отключался, и какая-то важные лампа на телевышке неожиданно перегорала, причем вместе с резервной. Сейчас его руководство заявляет, что власти начали давить на бизнесменов, размещающих свою рекламу на «Кавкасии», и уже 3 компании отказались от услуг этого независимого телевидения после того, как их вызвали в финансовую полицию.
Министр финансов конечно же назвал это «обычной дезинформацией», а Михаил Саакашвили высказался покруче, с обобщениями, далеко идущими с высоты победителя, презирающего побежденных:
«Никакого давления на независимое телевидение не будет. Все темы в Грузии открыты, все, что можно было позволить человеку, было сделано, все уже сказано, вылиты ушаты грязи. Это - прошедший этап. На экранах была пропаганда ненависти, которой поддалась определенная часть населения. Нужно понимать, что в стране много проблем, много недовольных и всегда будет серьезная прослойка населения, которая раньше воровала, а теперь, потеряв кормушку, готовится к реваншу».
Какая участь рано или поздно будет уготована «злобным реваншистам» из оппозиции, предугадать нетрудно. Непонятно, что за пятна вдруг обнаружились на совершенно лояльном «Солнце». По уже апробированному сценарию на нем сначала исчезла информационная программа, выходившая каждый час, затем – все новостные и аналитические передачи, а потом было объявлено, что и этот канал станет... Конечно же чисто развлекательным!
Самое интересное, что «Мзе» входит в один медиахолдинг с главным рупором власти - телекомпанией «Рустави-2». И отличалась от нее, пожалуй, лишь тем, что единственная в Грузии сопровождала свои новостные блоки титрами на русском и английском. Конечно же поплатилась она не за это – зашоренным национализмом грузинская власть не страдает.
Так кому и почему стало жечь глаза «Солнце», в последнее время уже не палившее, а светившее только в одну сторону? Стремясь поскорей и покрасивее объяснить происшедшее, руководство холдинга даже не заметило, что фактически призналось: два проправительственнных канала попросту дублировали друг друга.
«С точки зрения телевизионного маркетинга, - заявило это высекшее само себя руководство, - неприемлемо существование в одном холдинге двух каналов телевидения схожего типа”. И вместо того, чтобы превратить один из схожих каналов в нечто более полноценное и конкурентоспособное, из него сделали очередную нескончаемую развлекаловку. Оказалось, что, наконец, сбылась заветная мечта одного из основателей канала, брата бывшего главы МИДа Давида Бежуашвили. Он объявил, что «давно хотел создать развлекательный телеканал, и сейчас появилась возможность претворить ее в жизнь».
А может, хозяин канала прав? Он ведь еще и депутат парламента и как «слуга народа» понимает, зачем «ему» больше знать и чаще задумываться? Пусть лучше постоянно развлекается!
Ну а пока журналисты «Мзе» выходили из шока, их коллеги из других СМИ припомнили: нечто похожее было несколько лет назад, когда сотрудникам «Девятого канала» 1 апреля объявили, что они свободны. Сначала это было воспринято как первоапрельская шутка, но потом оказалось, что дружащий с властью богатенький спонсор прекратил финансирование, и всех перераспределили по другим каналам. Аналогия с «кастрацией» «Мзе» напрашивается сама собой – «сверху» просочились сведения, что и в этом случае телеканал лишается финансирования. Мол, вышеупомянутый парламентарий отказывается давать «Солнцу» деньги, но на этот раз не по указке властей, а просто потому, что им можно найти более выгодное применение. Ведь он сам признался: «Мы закрыли проигрышные в финансовом отношении проекты, то есть те передачи, которые не приносили дохода».
Вот и поговаривают, что «Мзе» вообще распустят, передав технику злосчастному «Имеди» - у того раскрученный бренд, а новый владелец полностью под контролем властей. Та же судьба ждет и журналистов – им пообещали, что без работы они не останутся, так что видоизмененная «Имеди» может получить лояльную правительству команду с уже действующими корпунктами во всех регионах страны и за рубежом.
И это будет очень кстати, потому что с остатками былой команды сейчас вдруг начали проводить тренинги. То есть отправляют репортеров на задания, но... в эфир не выпускают. Проверяют, научатся ли они делать передачи в нужном ключе к сентябрю, когда должны возобновиться информационные программы бывшей оппозиционной телекомпании. А многие эксперты дают еще два объяснения тому, что светившее в нужном направлении и тщательно сбалансированное «Солнце» вдруг стало лишним грузом. Первое: власть не в состоянии содержать столько телевизионных каналов. Второе: власти гораздо легче управлять меньшим числом телекомпаний - и информации пройдет меньше, и усилий для контролирования ситуации власти тоже понадобится меньше.
Видя, что происходит в телевизионном мире, забеспокоились и печатные издания. «В кулуарах СМИ говорят о том, что после телеканалов настанет черед и газет, - утверждает не привыкшая к экивокам газета The Georgian Times. - Создающие политическую погоду газеты сегодня стоят у власти поперек горла больше, чем какой-либо телеканал. «Алиа», «Хроника», «Версиа», «Резонанси», «Асавал-Дасавали», мы - вот те печатные издания, которые общественность, испытывая «теленостальгию», считает своим последним утешением. Поэтому и шипят в кулуарах: «Скоро наведаются и к вам»... Сейчас не меньше, чем за себя, переживаем за то, что происходит на «Мзе». Судьба наших телевизионных коллег волнует нас не меньше, чем информационный вакуум, на который обрекают народ. В стране, где чуть ли не каждую субботу-воскресенье закрывают телеканалы, завершается еще одна «солнечная ночь».
Сказано, казалось бы, с преувеличением. До информационного вакуума Грузия еще явно не дожила. Но информационного разнообразия, похоже, уже лишается. Телеканалы закрываются отнюдь не каждую субботу-воскресенье. Но ведь закрываются же...


Комментарии (Всего: 1)

Больше таких делайте!.. Буду рад читать.

Редактировать комментарий

Ваше имя: Тема: Комментарий: *